Далекое от романтики слово «конверсия» сегодня известно каждому, кто ведет интернет-продажи. Конверсия – это подлинная магия, превращающая ленивого «кликаря» в одержимого шопингом покупателя. Вашего покупателя! А раз магия вне Хогвартса запрещена, будем проводить аудит
- скрупулезный анализ конверсии сайта, займемся рутинным занятием для всех, кто пытается оптимизировать интернет-продажи.
Обещанному – верить?
Одним из наиболее популярных инструментов, позволяющих оперативно анализировать конверсии, являются средства Google Analytics – просто и доступно, почти как McDonald’s.
Производитель уверяет: уж теперь-то вы сможете выяснить, по каким каналам цифрового маркетинга приходит на сайт основной поток посетителей. Декларируется возможность измерять количество продаж, загрузок, просмотров… И это действительно так!
Немного «поиграв» со статистикой, любой может разобраться, когда происходит заветная конверсия, а какие сценарии взаимодействия посетителя с сайтом заведомо провальные. В ваших руках перспектива внятной адаптации веб-ресурса к имеющимся у вас бизнес-целям. Упрощенно это выглядит так:
Но, согласитесь, не слишком-то много проку в том, чтобы знать, куда именно тыкался ваш явно фрустрирующий в поисках выхода посетитель, если по-прежнему неясно, откуда именно берутся реальные покупатели с не менее реальными деньгами. А это нужно понимать четко!
Когда конверсия не равняется прибыли
Основная проблема всегда заключается в том, что в не слишком умелых руках вся палитра предложенных Google Analytics «фломастеров» не работает – в придачу требуется еще и аналитический ум.
Традиционно, заявки, оформленные на сайте, отправляются в CRM-систему, в которую складируются также и телефонные заказы, принесенные продажниками. В итоге попытка анализа захлебывается в пене разрозненных цифр, связать которые не всегда и не всем представляется возможным. Вроде, есть конверсия по каждому из маркетинговых каналов, есть энное количество проплаченных заказов, но что из чего следует?
Чтобы обеспечить себе более прозрачную и логичную аналитику, неплохо бы использовать сервис, объединяющий эти потоки (например, ROIstat). Что там можно увидеть? Например, то, что ваш Оперативный покупатель мгновенно клюнул на упоминание в выдаче Google. А Фрустрирующий зануда, набегающий на сайт практически ежедневно, но все еще не решившийся донести товар до Корзины, был привлечен вашим броским и лаконичным объявлением в «Яндекс.Директ».
Спросите у «Вебвизора»
Как правило, после интеграции с ROIstat счастливые обладатели продающих сайтов приходят к неутешительным выводам – веб-ресурс имеет низкую конверсию. Часто, хотя и не всегда, потенциальные покупатели в буквальном смысле упираются в Корзину — и дальше не идут.
Если верить усредненной статистике, больше половины пользователей, кладущих туда товар, заказ так и не оформляют. Более того, большая часть (порядка 60%) умников вообще уходят с сайта непосредственно после этого странного ритуала.
«Вебвизор» наглядно демонстрирует эту тухлую схему продаж в действии, хотя и он не объясняет, что же именно происходит в голове у посетителя, который так и не стал клиентом.
Если подумать, вариантов может быть несколько (и это только навскидку):
-
непреодолимое желание сравнить цену с ценой конкурента, и от этого желания посетитель возвращается к поиску, уходя от вас;
-
выйдя поискать варианты, визитер убедился в неоспоримой выгоде предложения, но решил перезвонить вам, не возвращаясь на сайт;
-
корзина была использована как суррогат калькулятора: посчитав, во что обойдется заказ, посетитель сделал решительный звонок продажникам. PROFIT!
Итого, предлагая потенциальным клиентам несколько опций оформления заказа (с сайта, по телефону, лично), вы существенно «разбавляете» конверсию сайта по версии Google Analytics. Хорошо ли это?
Больше данных, актуальных и разных!
Не стоит слепо верить статистике из одного источника, лучше настроить динамический коллтрекинг (да, платно, через уже упомянутый, но вовсе не рекламируемый ROIstat), чтобы со шпионской точностью отслеживать все имеющиеся рекламные источники.
А теперь чистосердечное признание.
Правда в том, что действительно эффективный анализ конверсии невозможен, если опираться только на метрику Гугл Аналитикс или «Яндекс.Метрику». Так или иначе, все ваши изыскания с использованием только лишь этого инструментария поисковиков приведут к тому, что органический поиск Google – это эффективнейший рекламный канал, а «серебро» и «бронзу» в этой сомнительной гонке поделят, соответственно, Google AdWords и контекстная реклама в «Яндекс» (впрочем, отрыв будет незначительным), с его же органическим трафиком.
Но стоит только объединить информацию из Аналитики Google с полученными из CRM-системы данными, распределенными по «родным» каналам посредством коллтрекинга и ROIstat, - получите приближенный к реальности результат.
Резюме
Аналитика не терпит дилетантского подхода: вам нужны все данные, отбросить ничего не получится, чтобы не промахнуться мимо истины. Слепо доверяя «аналитической сюите» Google Analytics, вы бросите силы и ресурсы туда. В то время, как элементарная интеграция информации от различных маркетинговых каналов дает куда более полную и объемную картинку, неиллюзорно намекая на необходимость оптимизировать все, что только возможно.
А что дальше? А дальше – снова анализировать и улучшать, улучшать и анализировать.
Отставьте мечты. Анализируйте. Или доверьте это дело нам.