Кумулятивный эффект при продвижении сайтов

Кумулятивный эффект - это побочный, дополнительный эффект, достигаемый при продвижении сайтав сети Интернет, по которому не происходит оценка результативности проводимых работ.

При продвижении сайтов кумулятивный эффект проявляется следующим образом:

  • рост количества переходов на сайт по запросам, которые не продвигаются;

  • ростузнаваемости сайта и компании, и, как следствие, рост количествапереходов на сайт по названию сайта, названию компании, по закладкам;

  • ростколичества ссылок на сайт, установленных не оптимизатором, и, какследствие, рост переходов по таким ссылкам (с форумов, блогов и т.д.);

  • рост авторитетности сайта для поисковых систем в целом;

  • приналичии в Яндекс.Каталоге часто удается достигнуть роста тИЦ. Приопределенных обстоятельствах это может привести к росту количествапереходов из него.

Наиболеезаметным при грамотном продвижении сайта является рост количествапереходов на сайт по запросам, которые не продвигаются.В данном случае эти запросы можно разделить на следующие группы:

1) словоформы продвигаемых запросов.Если быть откровенным, то словоформы по сути не являются другимипоисковыми запросами. Ранее по различным словоформам поисковые системывыводили сайт на одной и той же позиции, в настоящий момент позициимогут быть различными, но отличаться незначительно. Поэтому братьотдельную плату за различные словоформы - неверно. Работы по однойсловоформе неминуемо приводят к росту и по другим. Иногда даже позициипо не продвигаемой словоформе выше, чем по продвигаемой.

К словоформам относятся:

  • запросы, отличающиеся числом (ед., мн.). К примеру, «поисковые системы» и «поисковая система».
  • запросы,отличающиеся написанием с прописной или строчной буквы. Пример: Москва имосква. Тут следует учитывать, что пользователи не утруждают себясоблюдением правил грамматики, а потому зачастую имена собственные пишутстрочными буквами;
  • запросы, отличающиеся по времени («купитьмашину», «купил машину», «куплю машину»), падежу, лицу, наклонению(«купить машину», «купи машину»).
  • запросы, отличающие наличием или отсутствием союзов, предлогов: «работа Самара», «работа в Самаре».

2) запросы, которые включают полностью ключевую фразу (слово).Так,к примеру, продвигая запрос автошкола (для московского сайта), Вызаметите рост и по запросу «автошкола Москва». Или продвигая запросматрас Вы сможете увидеть рост и по запросу «купить матрас».

Эффектусилится, если при оптимизации страницы под продвигаемые запросызаранее предусмотреть включение в тексты и дополнительных запросов (привозможности). Зачастую добропорядочные seo компании так и делают, приэтом специально об этом Заказчику не говорят.

Помимоэтого при продвижении по запросам оптимизаторы ставят много ссылок.Чтобы тексты ссылок не были одинаковыми, в них используют не тольковыбранные ключевые слова, но и добавляют к ним другие - «разбавляют».При грамотной работе такими «разбавляющими» словами являются невыдуманные слова (а часто так случается), а слова, которые вместе спродвигаемым образуют новую фразу, которую реально задают посетители.

Кпримеру, продвигаясь по запросу «Nokia 6300», оптимизатор составитследующие тексты ссылок: Nokia 6300, купить Nokia 6300, стоимость Nokia6300, цена Nokia 6300 и т.д.

Фактически в данном случаеоптимизатор продвигает сайт не только по выбранному Заказчиком запросу,но и по дополнительным запросам. Поскольку такие запросы длиннее чемосновной запрос (по количеству слов), то такие запросы, как правило,менее частотные и менее конкурентные. А потому по таким запросамзачастую достигаются более высокие позиции, чем по основному. Бывалидаже случаи, когда по дополнительному запросу удавалось занимать первыеместа (по основному 9-10) и привлекать больше посетителей, чем попродвигаемому (за счет того, что по первым местам в поисковых системахпользователи кликают чаще, чем по более низким позициям).

Мотивация,которая в данном случае действует в компании Вебпроекты следующая: «Длянас важно, чтобы клиент был доволен результатами работы. Если ондоволен, он работает с нами долго и мы совместно зарабатываем насотрудничестве. Если для нас не возникает дополнительных расходов, мыстараемся обеспечить на сайт максимальное количество целевыхпосетителей, независимо от выбранных запросов».

3) запросы, которые включают часть продвигаемой фразы (запроса).Данныйслучай противоположен вышеописанному. Так, продвигая запрос «автошколаМосква», Ваш сайт автоматически будет продвигаться по запросу«автошкола». Такое продвижение происходит всегда, поскольку и приоптимизации текста на странице, и при размещении ссылок исключить слово«автошкола» невозможно.

Однако частота и конкуренциязапроса «автошкола» будет выше, чем «автошкола Москва», а потому редкопозиции по первому запросу оказываются выше, чем по продвигаемому. Апотому эффект в данном случае меньше.

4) иные запросы, не связанные с продвигаемым.Зачастуюуслуги продвижения по конкретным запросам сопровождают рекомендации пообщей оптимизации сайта под поисковые системы. На основе анализазапросов, которые задаются посетителями в поисковых системах,подготавливаются рекомендации по структуре сайта, по оптимизациишаблонных страниц (если на сайте есть каталоги), по настройке отдельныхэлементов сайта.

Выполнение указанных рекомендацийприводит к тому, что страницы сайта становятся более релевантными(соответствующими) запросам посетителей, а потому в поисковых системахпо неконкурентным запросам (не требующим размещения ссылок) такой сайтначинает показываться очень высоко, а соответственно и привлекаетпосетителей.

Помимо этого само размещение в рамках продвижения сайта дополнительных ссылок на вебсайт повышает его авторитетность для поисковых систем.Авторитетность в настоящий момент является одним из факторовранжирования, наравне с текстовой релевантностью и ссылочнымранжированием. Таким образом, повышая авторитетность сайта, удаетсяповысить позиции в результатах поиска по всем возможным запросам дляпродвигаемого ресурса.

Часть аудитории ресурса - этовсегда посетители, которые перешли на сайт по Закладкам, по названиюкомпании. То есть те, которые запомнили сайт и потом вернулись. Приповышении посещаемости сайта наблюдается и рост переходов по Закладкам.И даже если прекратить продвижение, количество перешедших по закладкамвсе равно будет больше, чем до проведения соответствующих мероприятий.Это связано с тем, что за период работ больше людей узнает о сайте и егополезности.

Было проведено исследование для определения кумулятивного эффекта.Участвовавшиев исследовании сайты проходили жесткий отбор, снижающий вероятностьвлияния на результаты каких-либо посторонних факторов.

1)для исследования отбирались исключительно проекты, которые существовалинесколько месяцев до начала продвижения, т.е. информация с сайта быладавно проиндексирована поисковыми системами и отранжирована;

2)производилось исключительно продвижение в органической поисковойвыдаче, т.е. на посещаемость сайта в момент наблюдения не влияли никакиеиные источники привлечения трафика: контекстная реклама, медийнаяреклама, оффлайн рекламные кампании и др.

3) сайты продвигались в 2009-2010 годах, что обеспечивало актуальность информации.

4)на всех сайтах была установлена статистика LiveInternet. При этомданный счетчик должен был быть установлен еще до начала продвижения, чтообеспечивало единство измерения до и после начала продвижения.

Методика проведения исследования.

1)за основу бралась посещаемость сайта за полный календарный месяц доначала продвижения («базовая посещаемость» в «базовый месяц»). Такимобразом, если продвижение сайта в поисковых системах начиналось вапреле, то бралась статистика за март.

2) рассчитывалисьсезонные коэффициенты на основе глобальной статистики LiveInternet.Расчет производился по рубрикам, к которым относился сайт. К примеру,для сайта автомастерской коэффициенты рассчитывались по рубрике Авто (http://www.liveinternet.ru/stat/ru/auto/index.html?period=month).

Коэффициентрассчитывался как соотношение посещаемости сайтов (показатель«Посетители») в исследуемом месяце к базовому. Это позволяло учесть нетолько сезонные колебания, но и естественный рост аудитории рунета впериод продвижения сайта.

3) «базовая посещаемость»умножалась на коэффициент. В результате получалась предполагаемаяпосещаемость сайта в случае отсутствия мероприятий по продвижению.

4)за последний месяц высчитывалось количество переходов по продвигаемымзапросам на продвигаемый сайт по данным статистики LiveInternet. Приэтом бралось лишь точное соответствие, т.е. та словоформа, которая былаутверждена Заказчиком.

Надо отметить, что LiveInternetхранит данные лишь за определенный промежуток времени, а потому собратьданные по переходам по запросам за предыдущие месяцы нельзя. Вместе стем количество переходов по продвигаемым запросам в последнийисследуемый период как правило самый высокий. Поэтому мы посчиталивозможным рассчитанное количество переходов по продвигаемым запросамприменить ко всем месяцам. В реальности же в предыдущие месяцыколичество переходов по продвигаемым запросам было бы меньше, акумулятивный эффект соответственно больше.

5)в последующем к предполагаемой посещаемости прибавлялось количествопереходов по продвигаемым запросам (п.3 + п.4). Полученная суммавычиталась из реальной посещаемости сайта за исследуемый месяц. Остаток ипредставлял из себя кумулятивный эффект.

Пример расчета (рубрика Авто):

Расчет коэффициента и предполагаемой посещаемости

Месяц Посетители Коэффициент Предполагаемая посещаемость
июл.09 (базовыймесяц) 22918598 437
авг.09 22984833 1,002890011 438
сен.09 25094339 1,094933425 478
окт.09 28440639 1,240941483 542
ноя.09 30406768 1,326728974 579
дек.09 31066873 1,355531128 592
янв.10 32416141 1,414403316 618
фев.10 31609507 1,379207707 602
мар.10 35768660 1,560682726 682

Расчет кумулятивного эффекта на примере конкретного сайта.

Месяц Реальная посещаемость сайта Предполагаемая посещаемость Переходы по продвигаемым запросам Кумулятивный эффект Отношение кумулятивного эффекта к переходам на сайт попродвигаемым запросам.
июл.09 (базовыймесяц) 437 437
авг.09 1219 438 692 89 12,86%
сен.09 2478 478 692 1308 189,02%
окт.09 3371 542 692 2137 308,82%
ноя.09 3650 579 692 2379 343,79%
дек.09 4320 592 692 3036 438,73%
янв.10 4346 618 692 3036 438,73%
фев.10 4128 602 692 2834 409,54%
мар.10 4641 682 692 3267 472,11

Аналогичные расчеты были проведены и с другими проектами. Во всех случаях наблюдалось, что со временем кумулятивный эффект рос.

Кумулятивныйэффект составлял со 2-3 месяца работ сотни процентов. По нашим оценкамотношение кумулятивного эффекта к переходам на сайт по продвигаемымзапросам при грамотной работе должен составлять от 300%.

Выводы:

1) кумулятивный эффект есть и это не миф;

2)при грамотной работе над оптимизацией сайта для поисковых системкумулятивный эффект может многократно превышать трафик по продвигаемымзапросам, а потому в процессе продвижения обязательно должны проводитьсяработы по максимизации кумулятивного эффекта.

3) при определенных обстоятельствах рассчитать кумулятивный эффект представляется возможным.

4)Заказчику, при решении вопроса о продолжении работ по продвижению, неследует «рубить с плеча» и ориентироваться только на позиции попродвигаемым запросам. Необходимо также посмотреть на то, как измениласьпосещаемость сайта за период работ, ведь реальные целевые посетители сбольшей вероятностью превратятся в продажи, чем позиции в поисковыхсистемах.

5) необходима разработка и широкоераспространение схем оплаты работ оптимизатора, которые бы максимальноучитывали кумулятивный эффект.

Автор - Максим Шилович

Начальник отдела интернет-рекламы компании ВебПроекты