Анализ блогов о поисковой оптимизации и интернет-маркетинге

1. Крупные компании

Скажу сразу, безо всяких увертюр, на мой скромный взгляд, в современном Рунете сложилась странная, даже парадоксальная ситуация, при которой рынок поисковой оптимизации и интернет-маркетинга есть, а профессиональных корпоративных блогов по этой теме - нет.

Давайте возьмём десять самых крупных, самых авторитетных компаний. Есть несколько рейтингов, учитывающих долю на рынке, качество работы с индексами цитирования и другие параметры. Можно спорить долго и упорно, кто всех румяней и белее, но в принципе первая десятка более-менее очевидна. Я использовал Кто продвинул.ру, Рейтинг Рунета и рейтинг на SeoNews, обращая внимание также на индекс компании на Хабрахабре.

1) Ашманов и партнёры - рассылка, книги, хабраиндекс 43,51, но корпоративного блога на Хабре нет, это рейтинг «по совокупности заслуг»

2) Демис-Груп - ограничивается статьями на сайте (при том, что компания занимает 12,5% отечественного рынка - безусловное первое место по доле!)

3) Корпорация РБС - корпоративный блог понимается как нечто, нарочно далёкое от работы, больше похоже на группу ВКонтакте, если честно, эдакий кружок любителей пива после работы

4) Матик - по собственному признанию Артёма Овечкина компания не ведет корпоративного блога, но держит рассылку, я нашел также новостную ленту от Матика на Составе

5) Випро - блог на Составе создан только в марте, представитель компании оставляет в нем новостные заметки общего содержания, эффективность нулевая. На Хабре индекс минусовой, записей в блоге нет

6) Трилан - блог на «родном» сайте - новостной и шуточно-прибауточный, с прошлого года не ведётся

7) Текарт - блог на Хабре не отличается большими плюсами, хабраиндекс 2 с половиной, блог на Е-штабе - чисто пресс-релизный

8) Вебком Медиа - блог - сочетание всего со всем, корпоративного боулинга с Яндекс-директом. Еще есть твиттер

9) И-Медиа - долгие и упорные поиски блога не обнаружили

10) AdLabs- блог на «родном» сайте - подборка новостей, блог на Хабре - неудачен, хабраиндекс 0 с копейками, подборка новостей, самореклама

Внимание, резюме! Ни одна из указанных компаний не ведёт полноценного корпоративного блога. Ни одной из этих компаний нет в списке респондентов исследования Антона Попова по корпоративным блогам России. Что само по себе прискорбно, ибо хочется знать мнение профессионалов по животрепещущим SEO- и SMM-вопросам. Более того, хочется знать, с чем же связан столь прискорбный факт. Блог - одна из самых ярких литературных форм современности, это общепризнанный способ в кратчайшие сроки и с минимальными затратами донести до людей информацию о себе, о своём товаре или услугах. Почему же оптимизаторы, люди, которым, казалось бы, сам Бог велел вести блог, извините за каламбур, еле дышат в этом направлении?

Необходимо признать горький факт - связано это с сознательной замкнутостью, элитарностью, «кастовостью» оптимизаторов. Раскрывать профессиональные секреты не считается правильным, а если и раскрывать - то уж никак не в блогоформате. Такое ощущение, будто блог считается каким-то низким, народным жанром, вроде плутовского романа, в отличие от романа рыцарского. Собрать конференцию, выпустить книгу - это да, это прилично, а вот блог - это ширпотреб.

Ситуация практически религиозная. Топ-оптимизаторы, не ведущие или не желающие вести тематические корпоративные блоги, бросают тем самым молодых сеошников, своих потенциальных сотрудников, на идеологическое растерзание многочисленным SEO-гуру, использующим, как правило, грязные технологии раскрутки.

2. Манимейкеры и бомжи

 Открываем БлогРэйт и сразу же попадаем под их обаяние. Манимейкеры говорят простым, грубым, понятным человечеству языком, нередко используя ненормативную лексику. Впрочем, главный крючок, на который они цепляют свою публику, - конечно же, клятвенное обещание в скором времени сделать всех богатыми и счастливыми. Невольно вспоминается по этому поводу тезис Ашманова: «Говорят, бывает быстрая, дешёвая и эффективная раскрутка. Дешевая бывает. Эффективная бывает. А вот быстрой и эффективной - не бывает».

БлогРэйт не отражает, конечно, в полной мере, где тут добро, а где - зло. Есть приличные блоги, вроде знаменитого Блога Димка (Дмитрия Голополосова). Димка можно и нужно читать, делая поправку на его легкое тщеславие (ему не нравится, когда его блог не включают в рейтинги или когда сравнивают с МаулНетом).

В общем, я бы составил, наверное, список самых одиозных блогов, чтение коих не только не научит оптимизации, напротив, приведёт к бану сайта заказчика во всех поисковых системах, включая Baidu.

1) ПрофитХантер - расскажет вам всё, что необходимо знать о чёрных сайтах, подсайтах, левых прокси-серверах и прочее.

2) Бомж из Мерефы- потрясает своими рассуждениями на тему перспективности ниши порновебкама

3) МаулНет - Лучший SEO-блог 2008 года по версии SEOTop10, прославился в свое время продажей постов на Хабре, за что был нещадно бит

4) Бормалей - «SEO-философ» Бормалей пишет часто и красиво, сопровождая всегда свои посты смешными картинками, это самый настоящий блог, в котором личность блоггера играет не меньшее значение, чем контент. Впрочем, контент нещадно сваливается в «черную» оптимизацию

5) Незамутнённый Оптимизатор - главный специалист Рунета по дорвеям

6) Сеоштейн - на первой же странице откровенно сознаётся в том, что он «не слишком белый оптимизатор»

7) Презренный Манимейкинг - студенческий блог начинающего манимейкера

Перечислять можно до бесконечности. Особенность этих блогов в том, что все они сделаны, как правило, на движке ВордПресса, в крайнем случае - на Блогспоте, чтение оформляется через RSS или Google Reader. Это не бесплатный блогосервис вроде несчастного ЖЖ, это блоги, структура и дизайн которых находятся на уровне лучших мировых интернет-стандартов. Авторы этих блогов не рискуют попасть под суспенд Abuse Team, они говорят, что хотят и думают, что хотят.

Логично предположить, что социальная база для подобного рода блогов - многочисленные фрилансеры с опытом раскрутки самостоятельных проектов. Их опыт можно и нужно учитывать, но с крайней осторожностью. Относиться к ним необходимо, как к знакомым, но не как к верным и преданным друзьям. Повторюсь еще раз: многие из манимейкерских советов могут привести не к оптимизации, а к пессимизации сайта, к понижению его выдачи в поисковиках.

Впрочем, здесь всё зависит от того, что вы раскручиваете. Крупная компания вряд ли возьмётся за раскрутку страницы с popunder-баннерами, ведущими на порносайты. Престиж дорого стоит. А вот фрилансеры подобной работой не гнушаются. Их можно понять. Но деньги - это ещё не всё. Есть честь, есть негласный моральный кодекс оптимизатора, основной тезис которого, в конечном счете, совпадает с девизом Google: «Можно делать деньги, не делая зла».

3. Рейтинг блогов от Матика

Компания «Матик», упомянутая в первой части исследования в качестве лидеров отечественного SEO-рынка, составила рейтинг блогов об интернет-маркетинге, вызвавший бурю возмущения, - рейтинг подчёркнуто «белый», в который не попали манимейкеры и бомжи. Здесь Артём Овечкин объясняет, почему они туда не попали.

Так или иначе, список от Матика выглядит следующим образом:

1) Blog.antonpopov.com - блог Антона Попова об интернет-маркетинге. Нельзя не согласиться с Димком, искренно не понимающим причин попадания Попова в топ и прочими активными комментаторами

«Вы просто убили меня своими критериями выбора блогов. Почему в списке Ваших критериев нет такого критерия, как качество материалов? Или у вас его заменяет оригинальность? Т.е. вы считаете блог Blog.antonpopov.com профессиональным? Со второго августа четыре статьи, последняя про маски шоу в Киеве. Это какое отношение имеет к интернет-маркетингу? Вы просто не умеете искать блоги об интернет-маркетинге»

2) Blogbook.ru - второй блог Антона Попова. Последняя запись датирована 30 декабря 2009 года. Претензии те же, что и к первому. По-видимому, после того, как Попов стал управляющим партнером «Редкой Марки», у него попросту пропало время.

3) Hiddenmarketing.ru/blog - Блог о скрытом маркетинге. Блог, созданный с явной целью продвижения семинаров, что понижает, соответственно, доверие читателей. Отсутствие комментариев в блоге - подтверждение тому

4) Virusok.ru - Блог о вирусном маркетинге, в частности, о вирусном видео. Именно здесь была анонсирована первая российская ARG.

5) Seowrite.ru - Маркетинг в социальных сетях. Блог Дамира Халилова. Отличный блог, и с точки зрения узкой специализации (продвижение ВКонтакте, Фейсбуке и проч), и с точки зрения обывательской полезности для среднестатистического блоггера

6) Spiridonov.ru - блог Максима Спиридонова. Хороший блог хорошего человека, не боящегося разбавлять тематические посты личными рассказами о прогулках по Барнаулу.

7) btsmarketing.com - отличный блог о том, как создавать и оптимизировать сайты, т.е. ближе к собственно SEO, нежели к SMM

8) Smopro.ru - проект Ильи Рабченка (sheller) и Ко

9) epochta.ru/blog - блог блондинки-маркетолога. Надо сказать в скобках, женских блогов по SEO- и SMO-тематике, вообще, много, и среди них попадаются очень даже неплохие. Блог Ольги Ивановой - один из них.

10) http://www.marysam.com - еще один женский блог, Марии Подоляк. Тенденция, однако. В каждой уважающей себя SEО/SMM-компании непременно должна быть красивая женщина

11) http://juliatrushina.livejournal.com - и еще один, на этот раз на платформе livejournal.

12) http://ace.kiev.ua - складывается ощущение, что Матик пользовался всё-таки какими-то очень «американскими» принципами составления рейтинга - чтоб никому обидно не было: ни женщинам, ни неграм (да простят меня за столь грубое сравнение мои украинские друзья)

 4. Выводы.

 По состоянию на сегодняшний день российский рынок SEO- и SMM-блогов представляет собой опасную нишу с коллективным имиджем, вызывающим недоверие пользователей Интернета.

Вот, например, мнение рядового пользователя ЖЖ:

 «Я захожу в профиль, вижу слово SEO и ухожу»

SEO- и SMM-блоги ведут, как правило, одиночки, не отличающие часто добро от зла ни с точки зрения маркетинга, ни с точки зрения обыкновенной человеческой морали.

Изменение ситуации на рынке возможно только при условии создания полноценных корпоративных блогов, созданных от лица профессиональных SEO-компаний.

Автор публикации

Борис Мячин,
сотрудник отдела SMO WebProjects.Ru