Зачем асессоры Яндексу, а сайту – статьи?

12.03.2013
На этот вопрос отвечает Ольга Онойко, администратор группы асессоров, яндексоид с 2006 года, а с 2007 года - координатор группы асессоров в Москве.

Итак, асессоры - это функционеры, которые собирают оценки содержимого сайта, на основе которых обучается искусственный интеллект поисковой машины. Поскольку создаваемый искусственный интеллект несовершенный и не очень умный, очень трудно объяснить ему словами, чего от него хотят. Пока обучение идет только на примерах: вот этот ответ плохой, а этот хороший, так - делай, а так - не делай. Обучающие примеры создают асессоры.

Поисковая выдача формируется не вручную, а с помощью генетических алгоритмов. Всем самообучающимся системам необходим какой-то исходный код - эталон, ориентир. Асессоры - это люди, создающие ориентиры.

Службу асессоров со дня ее создания успели окружить легендами и тайнами. С 2006 года, когда была образована служба, а инструкция по работе занимала половину рабочего стола, все изменилось. Вот так, к примеру, так выглядела шкала оценки. Но сегодня она абсолютно иная.

Развитие службы шло по нескольким направлениям:

Одно из направлений работы службы - сбор и оценка сведений для других сервисов Яндекса. Первым сервисом были Картинки, а теперь этих сервисов много (Блоги, Видео, Словари, пр.), и почти все они используют работу асессоров.

Другое направление - это разделение запросов на классы и специализация асессоров. Классов сейчас тоже много (Товары, Предприятия, Люди, Работа, Законы, Недвижимость, пр.).

Третье направление - выход в другие страны. В 2005 году появился Яндекс.Украина, в 2009 - Яндекс.Казахстан, в 2010 - Яндекс.Беларусь, в 2011 - Яндекс.Турция.

Первоначальная инструкция была очень простой. Можно было за пять минут ее прочитать и руководствоваться собственным пониманием прекрасного. Оценки асессоров никто не проверял, они поступали «как есть», и их точность колебалась на уровне 80-ти процентов.

Сейчас все не так. Даже стартовую, обязательную для исполнения инструкцию нельзя толком прочитать за один день. Параллельно нужно учитывать десятки других заданий. Поэтому требования к асессорам неуклонно растут. В качестве обязательного появилось требование знания английского языка. Кандидаты проходят изнурительные тесты, а самые лучшие из отобранных еще многие месяцы учатся. Точность оценки теперь проверяют специально выделенные администраторы. Проверка проводится вручную, не автоматически. Теперешняя точность асессорской оценки выросла с 80 до 95 процентов.

Какие задачи решают асессоры?

1.Понимание запроса пользователя. Чтобы расшифровать запрос пользователя «Кару черный комочек на трех лапках» понадобилось знание японского. В русском переводе герой японских мультиков назывался бы «черная чернушка».

Другой запрос - «фильмы про зеленых людей». Чтобы ответить на этот запрос, пришлось вспомнить фильмы. Например, «Hulk».

2.Понимание того, насколько содержание страницы соответствует запросу. Например, асессор подбирал страницу, соответствующую запросу «Донецкая эротика». Но как отличить страницы с эротикой от именно донецкой, в чем особенность донецкой эротики? Выбор был сделан в пользу фото с полуобнаженной девушкой, сидящей на капоте машины с донецкими номерами. (Возможно, имелась в виду проходившая в Донецке в Художественно-выставочном центре «АртДонбасс» в ноябре 2012 года выставка «За закрытой дверью. Erotik art..» - прим.).

Слухи

По Сети ходят слухи, что асессоры берут взятки, занимаются «распилами» и «откатами», за невероятно большие деньги могут вывести сайт на первое место в выдаче. Регулярно появляются объявления: «Компания по продвижению сайтов ищет асессора Яндекса для долгосрочного сотрудничества. Готовы оплачивать предоставленную нам информацию».

Опровержение

Асессорские оценки никогда не использовались для формирования выдачи напрямую, оценки - это только учебные пособия - сотни тысяч и миллионы примеров, по которым обучается искусственный интеллект. Так что подобные объявления бессмысленны.

Эволюция

С каждым днем асессоров становится больше и задач перед ними ставится больше. Одна из актуальных на сегодня - ранжирование сайтов по качеству. Поскольку интернет растет, люди пытаются на этом зарабатывать, то сейчас огромное количество сайтов предлагает одинаковый контент или одинаковые услуги. Формально (по релевантности) одни должны быть равны. Но реальное качество в них очень-очень разное.

Поскольку Яндекс любит своих пользователей, то он будет выше показывать сайт, который лучше по качеству

Как определить лучших? Для разных классов запросов оценка будет разная. Например, если пользователь хочет смотреть фильм онлайн, то важно, чтобы не мешала реклама и тем более вредоносные программы.

Если сайт посвящен товару, то важно, чтобы пользователь получил максимум информации о товаре и о фирме удаленно. Пользователь хочет убедиться, что предприятие надежное, что его не обманут. Поэтому информацию «О компании» хорошо бы заполнить информацией о компании, а не общими словами. Притом с ошибками.

Другой пример - сайт существует не первый год, но раздел Миссия так и не удосужились заполнить. Зачем он вообще тогда был нужен?

А это хороший пример. Фирма молодая, еще себя ничем особым не зарекомендовала. Как завоевать доверие удаленных потребителей? Можно запостить фотографии сотрудников, офиса, процесса работы. Фирма перестает быть безликой.

Если фирма занимается ремонтом, строительством, производством, лучше не давать схемы, инструкции или отвлеченные советы, а примеры выполненных работ. Это повышает доверие.

Эксклюзив - подарок от аналитиков!

Как быть, если вы молодая фирма, а товар или услугу нельзя назвать уникальными? Как продвинуться в Интернете честными методами? Как получить на сайт целевой трафик? Секрет раскрывает Ольга Онойко.

Наверняка на вашем сайте есть раздел «Статьи». Чаще всего он заполнен мусором. Машинным рерайтом или дешевым копирайтингом - 5 копеек за 1000 знаков. Убирайте весь мусор. Подтягивайте информационную компоненту сайта!

Если ваши статьи будут действительно тематическими, умными, полезными, они приведут на ваш сайт больше целевого трафика. Это подтверждает внутренняя статистика, и об этом аналитики Яндекса разрешили всем рассказать.

Хороший пример - статьи на сайте фирмы, занимающейся продажей подушек. Чего только нет о подушках!

Можно стать экспертом по разным подушкам, только прочитав статьи на сайте. Информация представлена в разных форматах - от текстовой до видео.

Нужны ли коммерческому сайту, нацеленному на продажу подушек, статьи о том, как их производят, из какого материала, как за ними ухаживать и как правильно спать, как и подобное, не относящееся, казалось бы, к целевому запросу «купить»?

Что касается так называемых товарных запросов, то они бывают целевые и общие. Целевые - со словами «купить», «цена», «заказать» и пр. По ним нужен строго коммерческий ответ. Но таких целевых запросов на самом деле немного. Если говорить в прикидку, то их процентов 10, а то и меньше. Подавляющее большинство товарных запросов - запросы общие. И, по статистике, людей интересует информация о товаре, а не буквальная возможность купить товар, о котором они ничего не знают. Человек сначала выбирает, сравнивает, анализирует. Тем и прекрасен Интернет. Можно сколько угодно сёрфить, выбирать, вникать в детали, выяснять, что к чему, почему данная модель дороже или дешевле. И в этом смысле действительно полезно помещать на сайт реально качественные статьи.

Пишите, Шура, пишите!